Вторник, 23.04.2024, 13:34
Филиал МБОУ СОШ с.Тербуны в с.Покровское
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Федеральный список запрещенной экстремистской литературы

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ
учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ  начального общего, основного общего, среднего общего образования

Обязательная литература

Как читать книгу

     Художественную литературу нужно читать медленно, очень медленно. «Это неверно», - скажите вы после чтения наших предыдущих бесед. И будете правы.

     Художественную литературу нужно читать быстро. «И это неверно», - скажите вы. И опять будете правы. Как же читать художественную литературу? Есть очень простой ответ на этот вопрос: как художественную. Но вслед за этим, очевидно, возникает следующий вопрос: что же такое художественность литературы? Если вас заинтересует этот вопрос, рекомендуем прочесть книгу, в полной мере раскрывающую это понятие: гей Н.К. «Художественность литературы». Наука об искусстве давно и упорно бьется над расшифровкой природы художественной литературы». Наука об искусстве давно и упорно бьется над расшифровкой природы художественного творения. Каждый писатель. Исходя из конкретного содержания слов, создает художественный текст, в котором соединение слов не произвольно, а зависит от смысла и значения составляющих элементов. В результате слов получает особый, уже не словесный, а образный смысл, что отличает художественный текст от научного, где все подчинено логике и только ей. Поэтическое содержание слов предполагает существование в художественном мире бесконечного количества образов. Суть истинно художественного произведения проявляется в том, что слов выступает здесь как средства информации или сообщения, а как актер, в который он воплощает. Когда писатель пишет: «В мире было яблоко. Оно блистало в листве, легонько вращалось, охватывало и поворачивалось», то это не название объектов в слове, а скорее превращение слов в объекты, в зрительные образы, возникающие в сознании читателя в процессе чтения. И вот здесь мы подошли к самому главному: что же может дать быстрое чтение для восприятия художественной литературы?

      Главное – не ускорение процесса чтения, а углубление эстетического воздействия за счет развития зрительных, образных компонентов мышления в процессе чтения. Не случайно многие школьники после окончания курсов быстрого чтения отмечали резкое увеличение зрительных компонентов процесса чтения. «Как будто не читаю, а смотрю интересный кинофильм со всеми персонажами, событиями, пейзажами, которые описываются в книге» так писал один из наших слушателей.

     М. Горький, о быстром чтении которого мы говорили в начале книги, читал быстро художественные тексты потому. Что его отличала яркая образность восприятия.

     Существует ли алгоритм чтения художественных произведений? Специалистами разработаны три уровня проникновения, или погружения, в художественный текст, которые являются своего рода алгоритмами чтения.

     Первая ступень погружения: понять сюжет к фабулу. Писатель прибегает к сюжету, чтобы показать, чем занимается герой, что он делает, как он действует. Задача читателя- за всем этим уследить, ничто не упустить. Такую ступень можно назвать «событийной» или «фабульной». Ею овладевают все читатели. Исследователи подметили. Что на этой ступени восприятия при пересказе многие пользуются в основном глаголами, обозначающими действия. Так, при пересказе фильма «Ко мне, Мухтар!» из 175 слов было 32 глагола, обозначающих действие. Так, при пересказе характеризуют фильм до 80% юных зрителей.

     Важно ли знать действие фабулу? Безусловно. Хорошо разобраться к пониманию психологии писатели, его мастерства. Искусство писателя «рассказывать» - особое искусство, которое требует. Чтобы по ходу повествования интерес читателя все время возрастал.

     Вторая ступень погружения: «умения читателя отождествлять себя с персонажем, сравнивать свою судьбу с перипетиями его судьбы. На этой ступени восприятия требуется разобраться в сложной структуре между героями, в мотивах их симпатий и антипатий, поступков и поведения – в художественном конфликте произведения. Такую степень можно назвать еще «смысловой». Читатель, как и в первом случае, проявляет интерес к острофабульным ситуациям, но его волнует не только судьба героев, а их переживания. Он острее чувствует и собственные переживания по поводу поступков действующих лиц. В память врезается все: и пейзажи, и обстановке, и внешней вид персонажей. Рассказывая о книге, читатель передает не только действия, но и переживания героев.

     Центральной, а зачастую и единственной фигурой всего художественного творчества является человек. Невозможно представить себе литературное произведение без героев, без действующих лиц, к какому бы виду оно ни относилось. В лирике героем выступает сам автор, в эпохе и драме – обязательно один или несколько героев.

     Читая художественное произведение, мы почти не выходим за пределы человеческого мира, очень похожего на реальный, но в то же время не являющийся простым повторением его. В условности литературных образов мы не сомневаемся, но они временами приобретают для нас такую реальность, что мы считаемся с ними как с подлинно существующими.

     Третья ступень погружения: отождвления читателя с автором художником. Ее называют образно-смысловой. Суть ее можно было бы выразить известными словами Л.Н. Толстого, сказавшего, что читатель берет в руки книгу для того, чтобы посмотреть, каков же человек автор и что у него, автора, за душой.

     Художественное произведение всегда отражает уровень личного эстетического познания писателя. Творческое познание есть прежде всего самопознание. Художник, создавая произведение, в той или иной мере выражает свое видение мира. Это один уровень. Ею можно охарактеризовать как «малый» мир. Отношение писателя к окружающей среде, времени, современникам условно можно назвать «средним» миром. Это другой уровень. Большой художник никогда не останавливается на этих уровнях. Оба они для него-путь ведущий к познанию мира большого, макрокосмоса вселенной, человечества. Уяснив себе эти уровни познания, определив их характер, мы приблизимся к пониманию «тайны единения автора с его героями», тайны процесса личного творчества, а следовательно, и сможем точнее понять то, что хотел сказать писатель своему читателю. Важно установить, что познал, в чем разобрался читатель и что осталось за пределами его сознания, а в чем он, в силу разных причин, разобраться не смог.

    Постарайтесь читать как можно быстрее, но главное пробуждайте в совеем сознании яркие зрительные образы, представление того, о чем пишет автор.

    Мы знаем -, скажете вы, - мы занимаемся этим каждый день, вряд ли здесь может быть что-то новое». И все же некоторые советы мы хотели бы вам дать.

     Как вы знаете, в одной из первых наших бесед мы относили чтение учебников к виду чтения, которое мы называем углубленным. Такое чтение предполагает глубокое усвоение прочитанного и , естественно, может быть только медленным. Однако медленное чтение еще не означает «внимательное чтение» и не всегда оно оказывается эффективным. Вот почему мы хотели мы дать здесь рекомендации не столько о том как читать учебники, а главным образом, как конспектировать прочитанное.

     Умение делать записи при чтении дисциплинируют читателя. Пометки при изучении какого-либо материала облегчают умственный труд, служат своеобразным контролем воспринятого. Записанное лучше и полнее усваивается, прочнее откладывается в памяти. Установлено, что если, например, прочитать 1000 слов и затем записать 50, подытоживающих прочитанное, то коэффициент усвоения будет выше , чем если прочитать 10000 слов, не записав ни одного.

      Важно еще и то, что при записи прочитанного формируется навык свертывания информации. А в наше время это приобретает все большее значение.

     Чередование чтения и записи уменьшает усталость, повышает работоспособность и в целом производительность умственного труда.

     Как же работать с книгой, учебником и проводить конспектирование? Конспекты можно разделить на две группы:

  1) конспекты изучаемой литературы; 

2) конспекты будущих выступлений.

Рассмотрим каждый из них отдельно

Конспекты изучаемой литературы:

 а) весь накопленный материал систематизируется таким образом, чтобы в нем можно было быстро и безошибочно ориентироваться. Все конспекты нужно нумеровать и снабжать постраничным перечнем законспектированных источников;

б) прежде чем начать конспектирование литературы, нужно точно знать все выходные данные: имя автора, заглавие, год и место издания книги. Если издание периодическое то название газеты или журнала, год, месяц, номер, число, место издания.;

 в) все конспекты должны иметь поля. Для удобства они могут быть двойные-справа слева. На полях слева отмечаются страницы и кратко формулируются основные вопросы, даются подзаголовки. На полях справа записывайте вои выводы, ссылки на другие материалы, темы и проблемы для дальнейшей разработки данного вопроса;

 г) конспект в целом представляет собой краткое изложение содержания источника. Оно обязательно чередуется с выписками и цитатами;

д) конспектируя большую работу, обязательно сохраняйте ее структуру (заголовки, разделы) Если замечания не помещаются на полях, пишите их в тексте конспекта, заключая в квадратные скобки или рамки, отмечая знаками «итог» или оговаривая «мой итог», «мое добавление» и т.д.

Конспекты будущих выступлений.

Вам предстоит выступить с докладом, сообщением. Не собрания, на семинаре. Как это сделать проще и эффективнее? В этом вам поможет конспект. Как готовить его:

 а) разработайте план. Он должен содержать перечень вопросов сообщения иди доклада, а также прямые ссылки на фактический материал, который привлекался для доказательств. В первых вариантах работы главное поиски плана;

б) пользуясь тезисным приемом, определите основные проблемы темы и вопросы к ним относящиеся, группируйте их добиваясь логической соподчиненности и четкости формулировок: о чем сообщение. Что вам известно, что говорят другие, ваше мнение, выводы;

в) в окончательном варианте конспекта главный упор сделайте на краткое изложение всей проблемы с опорой на использованные источники.

    Газеты занимают важное место в современном мире. Каждый школьник ежедневно должен читать две-три газеты. «Где взять столько времени» - скажите вы. Конечно, если читать каждую газету час-полтора –времени не хватит. Газеты надо уметь читать быстро и даже очень быстро.

    Тот, кто регулярно читает газеты, может легко обучиться методике скорочтения, и не просмотр полосы у него уйдет в 8-10 раз меньше времени, чем у незнакомого с этой методикой. Будучи в курсе событий, постоянный читатель, во-первых, не расшифровывает имен, географических названий и многих других газетных терминов. Во-вторых, он уже имеет свой организованный «банк данных» опираясь на который он может развертывать свою антиципационную программу о возможности развитии событий. В-третьих, он может сосредоточиться именно на том материале, который его более других интересует. Но и здесь все понимается потому, что есть уже готовая типология ситуаций, событий, есть знания сути дела.

    Текст интересен тем, что может так называемый подтекст. Но верно это утверждение? Чтение между строк-это, конечно, метафора. Но, в таком случае, где же подтекст? Можно сказать, что подтекст- есть тексты без подтекста: что написано то и надо понимать.

      Однако, для понимания краткой информации нужны обязательные предварительные знания, которые автор информации имплицирует (не выражает, но имеет в виду) и которые должны быть «оживлены» в читателе, если он их имел.

     Опорные знания: позволяющие как-то понимать текст, называют за текстом.

     Что касается подтекста, то он отличен от затекста тем, что не просто поможет понять сам текст, но еще и намекает на то, что следует отойти от содержания текста в какую-то другую сторону, что-то вспомнить параллельное, аналогичное.

    Таким образом, при чтении газет главное внимание следует уделять поиску информативных содержательных для вас текстов.

     Ежедневно тренируйтесь. Результат тренировки будет достигнут, когда на чтение, например. «Комсомолки» у вас будет уходить не более 15 мин.

 

Форма входа
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Покровское © 2014Бесплатный конструктор сайтов - uCoz